My Depeche Mode

My Depeche Mode
НазадНазад на предыдущую страницу
НазадНазад в раздел "Depeche Mode"
НазадНазад в раздел "Музыка"
Когда это произошло, я точно не помню. Думается мне, это был 1988 год, и мне тогда было семь. Однажды, на платформе, кажется, "Останкино" ленинградского направления, на стене зала ожидания я увидел надпись. Надписи краской на стенах, ныне называемые граффити, тогда еще были редки, и поэтому бросались в глаза. Особенно в мои, постоянно высматривающие что-нибудь более интересное, чем номера на вагонах пролетающего мимо товарняка.

Надпись, что характерно, гласила: "Depeche Mode". В дошкольные годы я изучал английский, поэтому кое-как прочесть я это смог. Слово "Мода" я понял быстро, первое слово я чуть позже квалифицировал как "депеша". Вроде как "Письмо о моде". Но зачем об этом писать на заборе?...

Позже, через пару лет, я снова встретил надпись на стене: "Лучше быть ..., чем послушать Depeche Mode". Это не цензура - я, хоть убей, не помню, что там было написано.

Итак, тогда я понял, что это что-то музыкальное. Заново осмыслять название, да и вообще думать об этом лишние пять минут я не стал. Не говоря уж о том, чтобы послушать - тогда я слушал только классическую музыку (за что я безумно благодарен своим родителям) на старом проигрывателе, а слова "рок" или "Битлз" были для меня чем-то понятным, но далеким.

Следующие несколько лет, с появлением (а точнее, с починкой) магнитофона, а, чуть позже, музыкального центра, я жадно вбирал в себя различные музыкальные течения и веяния. В 90-91 годах я впервые услышал "Queen" и болен этой болезнью до сих пор. О Депеш Мод я знал только, что есть такие ребята, видел клипы Enjoy the Silence и It's No Good, слышал еще несколько песен, хотя и не знал, кто их исполняет. И так вплоть до - поверите, нет - до 2001 года, когда по телевизору стали о них активно говорить в связи с их возвращением на сцену после перерыва, с новым альбомом и туром, задевающим Москву.

Надо сказать, я и ранее интересовался этой группой, в основном из-за вышеупомянутой песни Enjoy the Silence. Должен ответственно заявить - это одна из моих самых любимых песен и у Depeche Mode, и вообще, а клип на Enjoy the Silence - просто 11 баллов по десятибальной шкале. Он и явился главной движущей силой, когда я сказал себе: "А не послушать ли мне Depeche Mode?... Не вечно ведь насвистывать песенку, не зная ее слов и не имея возможности послушать ее когда вздумается!".

К тому же в то время уже намечался московский концерт. Из того, что я слышал на тот момент, я заключил, что группа хорошая, роковая, колоритная и не лишне на этот концерт сходить. А как же сидеть в зале и не орать слова любимых песен? Побывав до этого на выступлении Брайана Мэя, я понял, что наибольший кайф получаешь именно от коллективного пения. Короче, я обзавелся почти полным сборником творчества ДМ и прослушал его от начала до конца. Точнее, от конца до начала. Увы, на концерт я так и не попал...

Обычно музыканты любят говорить, что музыку пишут сами для себя. И поют и играют тоже в свое удовольствие. Отчасти - безусловно. Но наступает такой момент, когда музыкальная машина уже не может остановиться, и несется дальше на всех парах, надеясь на собственную везучесть и прочность болтов. Похоже, именно это произошло с группой в середине девяностых. С этой простой точки зрения все творчество Депешей мне видится следующим образом.

Безусловно, альбом Speak & Spell был пробой пера. Над молодой группой давлели вкусы, традиции и авторитеты начала 80-х. В этой легкой, незамысловатой музыке еще нет того фирменного стиля, который DM скоро возьмет на вооружение. Простая, прозрачная синтезаторная музыка и веселенькие поп-мотивчики, в которых невольно сквозит что-то типа диско. У всех песен исключительно похожие мелодии. Я не очень хорошо знаком с творчеством группы "Erasure", но то что я слышал, не дает мне оснований считать, что музыка из Speak & Spell - нечто, лично придуманное Винсом Кларком и с его уходом стиль DM коренным образом изменился. Но пока музыка Depeche Mode не могла помочь им выбиться из общей массы. New Life и Just Can't Get Enough - пожалуй, единственные запоминающиеся песни с этого альбома.

1982 год и новый альбом - A Broken Frame, и песни, написанные Мартином Гором. Соответственно, этот альбом - это проба другого пера. Музыка становится богаче, и уже не возникает впечатления, что Дейв поет песню где-то в одном углу, а в двух других стоит по синтезатору, один из которых исполняет роль ударных. Если в первом альбоме с композициях присутствовала некая неуверенность, то здесь Депеша потихоньку начинают экспериментировать, и их музыка теперь менее прямолинейна. Песня The Sun & the Rainfall звучит по-новому, не так искусственно, как обычно звучат ранние синтезаторы. Неоспоримые фавориты альбома - See You и The Meaning of Love все еще напоминают о предыдущем альбоме.

Следующие три альбома - Construction Time Again, People Are People и Some Great Reward, имеющие общие треки, на мой взгляд, не принесли ничего принципиально нового. Конечно, звучание становится все более густым, богатым и "современным", но голос Дейва все так же записывается вместе с "эхом", а ритмы не блещут разнообразием.

Но пара поворотных точек в истории группы поставлена. Прежде всего, это истинно народный хит Everything Counts, ставший первым шагом на пути к тем шоу, какими сейчас стали выступления Depeche Mode. Во-вторых, это песня Blasphemous Rumours с ее филосовским текстом, неоднозначно воспринятая поклонниками и критиками. Хочется отметить другие понравившиеся мне песни: Stories of Old, Something to Do, Get The Balance Right, Shake the Disease, It's Called a Heart. Вообще, альбом The Singles 81>85 достаточно полно отражает основные достижения группы на тот момент.

Вряд ли я разойдусь во мнении с большинством поклонников ДМ, если скажу, что альбом Black Celebration ознаменовал собой новый период в творчестве группы, в конце концов приведший ее к славе. Не могу сказать, что произошли коренные изменения в музыке с технической точки зрения, опять же голос Дейва с затихающими отголосками и те же синтезаторы, но именно здесь уже чувствуется особенный ДМ-овский стиль. Звучание стало жестче. Не могу однозначно выразить свое отношение к мрачным текстам вроде New Dress, но в конце концов мы же не англичане и можем позволить себе несколько отвлечься от содержания песни. К тому же, среди разнообразных песен Depeche Mode мне больше нравятся те, которые потяжелее и в чем-то, возможно, агрессивнее. По музыке, разумеется, а не по тексту.

В связи с этим хочу отметить одну интересную деталь. Песня Stripped, одна из лучших на альбоме, была первой песней, которую я услышал в исполнении группы Rammstein. Тогда я и не знал, что на самом деле песня написана DM, и, увидев ее в списке треков Black Celebration, решил быстро проверить, та ли это вещь. Ведь, в принципе, могли и названия совпасть. Но оказалось, что... оппаньки. Скажу честно - мне нравится, как немцы ее перепели. Но мне нравится и оригинальная версия. А лучше - нечто среднее, то есть, если считать отправной точкой оригинал, то музычку бы потяжелее, а голос Гэхена понапористее, как в более поздних вещах. И обязательно сохранить звук мотора дейвовского "Porshe" - уж больно стильно звучит...

Из сильных песен (на мой взгляд, разумеется) тут есть еще A Question of Lust и A Question of Time. Возьму на себя смелость поставить альбому 6 баллов, при условии, что предыдущая тройка альбомов тянет на 4-4,5.

Теперь - 1987 год и Music for the Masses. Группа продолжает победное восхождение к вершинам музыкального олимпа. Сразу - Never Let Me Down Again - звучит красиво и мощно, запоминаясь своим ритмом. Вообще, ритм скоро станет основным инструментом DM. Это не мешает группе писать и мелодичные композиции, но особые ритмы и короткие, много раз повторяющиеся отрывки - это фундамент. Не так легко в наше время придумать хорошую, оригинальную и запоминающуюся основу песни. Это особенно важно для концертных вещей, которых так много в репертуаре Depeche Mode. Например, Strange Love - чем не песня для концерта?

Совершенно другая песня Little 15 - и тоже по-своему хорошая. И отлично вписывается в альбом. Также как, впрочем, Behind the Wheel, которая звучит довольно оригинально на фоне всего остального. Да, еще - на альбоме неплохие ремиксы. Это тоже свежее веяние музыкального мира. Итак, с размаху ставлю MftM 7,5 баллов. Почему так мало, спросите?

Ответ прост - начинаются девяностые и выходит Violator. Десять из десяти. Пик творчества Депеш Мод. Отличная World in My Eyes, гениальные Enjoy the Silence, Policy of Truth, Personal Jesus. Самые сильные и любимые песни DM. До скончания веков фанаты будут просить исполнять депешей на выступлениях эти песни.

Недавно скачал плагин для WinAmp'а - танцующий под музыку медведь. Так вот, под вышеозначеные композиции он колбасится с наибольшим удовольствием. Не зря Personal Jesus попал в танцевальные хит-парады, хотя вообще альбом далеко не танцевальный. Музыкантам удалось очень удачно скомпоновать альбом, поэтому на альбоме нет плохих или "лишних песен". Все супер. Вот он - настоящий DM!...

Но - как всегда бывает, успех не может быть вечным. В группе возникают разногласия, а кое-кто серьезно пьет и употребляет наркотики. Да и перед Мартином стоит задача придумать что-то сильнее или, по крайней мере, сравнимое с Violator'ом. Безусловно, это ему удается. Новый альбом, SoFaD, тянет по моей шкале на 9. Нет смысла перечислять понравившиеся мне песни - это почти весь альбом. Но почему-то меня не покидает ощущение, что генератор "DM", раскрученный на полную мощность, выдернули из сети. По инерции он еще вращается с огромной скоростью...

На следующий альбом оборотов явно не хватило. Не прошли даром попытка самоубийства Дейва, срыв Элана, и, конечно, самый сильный удар - уход Алана Уайлдера. Группа в глубоком кризисе, и депеша выезжают почти исключительно на своей прошлой популярности. Не хочу сказать, что Ultra - плохой альбом, но он сыроват, скучноват и в нем мало нового. Он неплох сам по себе, но среди всей дискографии DM он далеко не на первом месте.

Почти все, что я люблю у Depeche Mode, пожалуй, собрано в The Singles 86>98. Чего стоит одна Everything Counts, исполненная вживую!

Теперь - Exciter. Название вряд ли соответствует музыке, но в целом альбом ничего. Композицию I Feel Loved я без тени сомнения ставлю на одну ступень с I Feel You. Вот он, во всей красе, один из ритмов ДМ! Песня была написана за одну ночь, далее на нее только навешивались всяческие эффекты. Кстати, по части электронных эффектов депеша отменно постарались. Да, далеко ушла техника со времен Black Celebration... Я склонен считать именно Exciter, а не Ultra, возвращением Depeche Mode.

Итак, я пробежался взглядом последовательно по всему творчеству группы. Настал черед обобщений. Для начала скажу, что DM - это не только музыка, но и шоу. Не зря все называют Дейва фронтменом, а не просто солистом. Я всегда уважал группы, умеющие как следует завести толпу народа, пришедшую на концерт. Пусть не работает синтезатор, ломаются гитары, Дейв забывает слова - все это неважно, потому что главное - общее настроение. А фанаты, если надо, подпоют и поймают летящее в толпу тело музыканта.

Не менее важно и то, что DM - единственная в своем роде. Решение играть на синтезаторах, а не на более привычных для восьмидесятых годов инструментах, по-видимому, было правильным, и благодаря этому депеша не утонули в море других групп. Не рискну назвать группу, подражающую ДМ или просто играющую похожую музыку. Специфика этой музыки для меня еще и в том, что она не навязывает никакого особенного настроения, а просто поддерживает и укрепляет то, которое есть. Если я спокоен, она меня не выведет из положения равновесия; если мне скучно, то после пары любимых песен я продолжу валять дурака, но тягостное ощущение бездарно проходящего времени исчезнет. Короче, получается некое стабилизирующее влияние. Если спросите меня, какую же, в конце концов, я больше всего люблю песню ДМ, то я отвечу словами Дэвида Гэхана: "Не знаю. Очень люблю исполнять I Feel You". Но свой Top Ten все же, подумав, я напишу следующий:

     1. Enjoy the Silence/Personal Jesus/Policy of Truth
     4. I Feel You/I Feel Loved
     6.Everything Counts
     7.World in My Eyes/Walking in My Shoes/Freelove
     10.Stripped/It's No Good/In Your Room/Condemnation

Получается даже Top 13. Ну да ладно. Мне очень интересно, что ДМ будут писать дальше, хочется верить, что есть еще порох в пороховницах. В наше время от электронной музыки требуется довольно быстрый темп развития, чтобы не отставать от быстро развивающейся техники. Новые инструменты порой звучат весьма необычно. Было бы классно, если бы стиль музыки остался таким же, но сама музыка шла вперед. Хотя достигнуто уже очень многое, Depeche Mode, я думаю, еще есть что показать миру.

Я писал эти строки, основываясь на своих личных ощущениях и том, что я знал о DM. Вполне возможно, что текст этой маленькой статьи будет переработан и дополнен, особенно с выходом новых песен.
- Вы имеете свою точку зрения на творчество Depeche Mode и хотите сделать ее достоянием общественности?
- Хотите высказать свою мысль или немного поспорить?
Ваши мысли, комментарии и отзывы оставляйте в гостевой книге или пишите на wf@nightmail.ru
© Copyright 2002 Wintercalm Farngorn
Если Вы хотите полностью или частично использовать данный текст, распространить или перепечатать его в интернете или где либо еще, пожалуйста, свяжитесь с автором.
НазадНазад на предыдущую страницу
НазадНазад в раздел "Depeche Mode"
НазадНазад в раздел "Музыка"
Используются технологии uCoz